Что означает ЗПР
Детей с ЗПР часто неправильно диагностируют как умственно отсталых (УМ). Особенно это касается детей, воспитывающихся в детских домах. Действительно легкая МР и ЗПР имеют схожие симптомы, но это разные заболевания, и для их разграничения требуется длительное комплексное наблюдение у специалиста. Понять и определить различия вам помогут на сайте https://globalmedclub.ru/bolezni-gorla/problemy-s-rechyu-i-dyhaniem/zrp.html.
С ЗПР они отстают в развитии:
- Различные формы мышления — сравнение, абстрагирование, обобщение, анализ и синтез, сниженная умственная деятельность;
- Память — лучше воспринимается зрительный материал и сложнее запоминать информацию на слух. У детей с ограниченными интеллектуальными возможностями плохая память – им трудно запоминать инструкции, повторять тексты или повторять задания;
- Восприятие. Этим детям требуется больше времени, чем их сверстникам, для обработки информации. Они с трудом формируют представления об окружающем мире, с трудом представляют размеры (длину, ширину, объем), имеют низкий уровень ориентировочной и исследовательской активности, сниженное пространственное восприятие, затрудняют формирование общего образа предмета;
- Эмоционально-волевая сфера — характеризуется незрелостью, эмоциональной неустойчивостью, возбудимостью, трудностью организации деятельности;
- Внимание. Детям трудно сосредоточиться, сконцентрироваться и дослушать вопрос или задание до конца. Он перебивал и начинал отвечать рано, ему было трудно садиться, он был слишком «громким», импульсивным, нетерпеливым и неопрятным.
- На занятиях часто отвлекается, частично воспринимает информацию (отвлечение).
Умственно отсталому ребенку трудно ориентироваться в пространстве, и если он сначала не знает, где оно находится, то не сможет его найти, даже если оно находится на самом видном месте. Такие дети также с трудом опознают какой-либо предмет на ощупь, запоминают, как он выглядит, и рассказывают о нем по памяти.
При ЗПР у детей часто отмечается низкая речевая активность и задержка речевого развития (ЗРР, ЗПРР). Словарный запас у них беден, не соответствует возрастным нормам, плохо развит фонематический слух, не могут формировать речь, высказывания примитивны и бесцельны, часто путают, пропускают или заменяют звуки и буквы в словах (афазия).