PostHeaderIcon «Дж. Эдгар». Рецензия

Джон Эдгар Гувер на протяжении всей своей жизни пытался подняться к самым вершинам власти, ему, как и многим людям, хотелось превратиться в самого могущественного человека в США. Гувер пережив восемь президентов. За его плечами - три войны. Он сражался против угроз реальных и надуманных, нарушая частенько правила, по имя сохранения сограждан от опасности. Фильм начинается рассказом о том, как сильно расстраивается Джон Эдгар Гувер, работающий бессменным директором Федерального бюро расследований, из-за своих постоянно брюзжащих соотечественников, ведь те по причинам, совершенном необъяснимым для нашего героя, терпеть не могут фэбээровскую политику. Нет, вовсе не во имя оправдания, а точнее с тем, чтобы выставить невежественными придурками либерально настроенных критиков, Гувер и засел за мемуары. Этот старичок, страдающий манией величия в течение двух часов экранного времени (а это, как мы догадались, Леонардо ДиКаприо, которого довольно эффектно загримировали), настойчиво надиктовывает своим помощникам факты его заслуг перед державой. Авторы киноленты, прилежно стараясь поспеть за нарративом, тщательно воспроизводят на экране все вехи верной службы Гувера своему народу. Речь и о преданной борьбе с коммунизмом, и о деле про похищенного сына летчика Линдберга, и даже о пойманном с поличным Джоне Диллинджере (о том самом «Джонни Д.», о котором Майкл Манн не так давно рассказал). Конечно же, к динамике кинокартины богатейшая биография главного героя не имеет никакого отношения. «Дж. Эдгар» сняли в жанре «стариковского брюзжания». Понятное дело, многим уже через полчасика придется клевать носом, пытаясь в мыслях поддакивать при этом американской периодике, которая постаралась разнести в пух и прах биопик Клинта Иствуда.

Но! Чтобы скуку сменило любопытство, таки есть смысл просто набраться терпения. С уст самовлюбленного маразматика, который без конца заговаривается, в параноидальном бреду срываются злобные фразы про врагов державы (вот именно в такие моменты зритель мгновенно начинает понимать, почему законодатели по смерти Гувера пошли на ограничение пребывания будущих глав ФБР сроком до 10 лет). Главный герой даже порой наряжается в женское платье. А может выйти на балкон, дабы помахать картинно куче народа, стоящей к нему спиной. Хотя все это подано как бы мимоходом, типа незначительных деталей, при этом акцент расставлен абсолютно на другом. Конечно же, Джон Эдгар Гувер был фигурой таки неоднозначной. Американцы и сегодня не устают про него сочинять разные небылицы. А таблоиды без конца публикуют всевозможные истории о его гомосексуальной связи с заместителем Толсоном. Гувер в ряде исследованиях убийства президента Кеннеди и вообще идет в качестве заказчика преступления. Словом, это просто прекрасно, что биопик про одиозного директора ФБР достался собственно Иствуду. Режиссер, сдержанный и лаконичный, как скупая цитата из википедии, чурается моральных оценок, но в тот же момент, совсем не старается очеловечивать этого кабинетного злодея. Больше похоже на то, что он хотел бы поведать о трагической судьбе человека, влюбленного по уши в свою работу и не изменившего ей ни с кем из людей до конца своей жизни. Вы скажете, а как же секретарша с замом? Дело в том, что они не считаются. Ведь, прежде всего, они для Гувера были пожизненными коллегами.